Недавно посмотрел фильм «Стиляги». Толчком для похода в кинотеатр стала имя Оксаны Акиньшиной упомянутая друзьями в чате. Беззлобно обсмеяли ее давнюю связь со Шнуром, потом я искренне удивился фразе «да она уже с негром шпилится». Выяснив, что это в кино, «где Меладзе переделал песни «Кино» и «Ноль» под мюзикл», я нервно возбудился – ну-ка, где это попсовый продюсер посягнул на святое? Хотя священного гнева не было, ибо: а) Давно уже не мальчик; б) Интересный мужик, этот К. Меладзе; в) Давненько таких странных замуток не было. И принял предложение одной подруги пойти кинопоход.
Да, это был мюзикл! Слово, объединяющее для меня «Иисус Христос суперстар» от которого мурашки под кожей, и Филиппа Бедросовича – источника размышлений «как должно быть приятно, бить двухметрового болгарина – падает долго и красиво».
Начало не обрадовало – стандартное такое начало, когда снимает про «проклятое прошлое» в Совдепии. Возможно, так и было, вооруженные огромными ножницами комсомольцы кромсали одежду у модников. Хотя с трудом верится, что было санкционирована физическая расправа пролетарскими сынами и дщерьми, детей комиссаров и прочей номенклатуры. Да еще с кромсанием модных шмоток, которые стоят нереальные по тем временам деньги. Которые «доставались», а не покупались в магазине. Ну да бог с ними.
Тем более, по ходу фильма, через несколько минут становится ясно, фильм не из той обоймы, где кровавая гебня гоняет диссидентов. Описывается извечная тема заклевывания белых ворон прочими членами общества. Особо непонятным это объясняется в конце фильма торжественным маршем панков, готов, металлистов, эмо и прочих «непохожих» которые добровольно становят себя против правильного большинства.
В общем, основная мысль проста как три копейки, не стоит даже заморачиваться. Но сюжет не так тривиален, как могло бы быть, когда шаблоны так и просятся внестись в эту картинку. Но слава режиссеру – не прошли. Настоящее начало фильма это партия Гармаша, эдакий коммунальный блюз на гармони с подтанцовкой из соседей по коридору. Фирменная, добродушно-опасная мордатость актера и ожидаемо приятный, хрипатый вокал (а это дебют Гармаша как певца) так органично и естественно выдали бессмертный хит Чистякова «Человек и кошка», что все мои опасения на счет продюсера-фабриканта исчезли напрочь. Дальше я сидел и наслаждался музыкальной частью фильма.
Либретто расчетливо наивное, как в советском идеологическом кинохите «Цирк», что абсолютно не принижает все действо в целом. Даже наоборот, излишняя серьезность только подпортило бы. Ну, спойлерить не буду.
Музыка и тексты групп «Кино», «Браво», «Ноль», «Чайф» искромсаны и вделаны в фильм так, что иногда с трудом можно различить оригинал. И это того стоило, зритель понимает – иначе было бы не то. Фильм о начале 50-х начиненный хитами последних советских рок-н-рольщиков и при этом почти нет ощущения синтетики – это сильно.
В общем, понравилось. Очень понравилось. Каждая музыкальная тема отдельный и полноценный клип, актеры сыграли безупречно (разве что, кроме излишне театрального главгероя), режиссер и декоратор отработали на пять с плюсом… что еще сказать? Смотрите, рекомендую.
Егор Карпов.