Вы знаете, когда смотришь фильмы лауреаты премии "Оскар" почему-то очень часто чувствуешь себя виноватым. Ну или если не виноватым, то, по меньшей мере, каким-то не правильным. Давайте признаемся себе, что очень часто после просмотра очередного "Оскароносного шедевра" зритель задается вопросом: "А что собственно в фильме такого?". И когда зритель задается этим вопросом, где-то в глубинах его сознания у него возникает здравая мысль: "Но веть тысячи членов Американской киноакадемии проголосовали за этот фильм и выдвинули его на соискание самой престижной кинопремии мира. Может быть я чего-то не углядел?! Может быть я чего-то не допонял?! Может со мной что-то не так?!"
А ведь я и сам так думал. Но время идёт, а я всё больше встречаю людей с похожим мнением. Очень многие зрители не понимают этой американской шедевральности. И когда из года в год я вижу, что лауреаты оскара становятся мне все менее и менее интересны и всё больше людей, которых я встречаю склонны оценивать эти фильмы так же как и я — Я начинаю осознавать значимость своей точки зрения. Я наконец начинаю принимать свой вкус таким какой он есть. Я учусь не быть безвольной частицей "общественного мнения". Я, наконец, примиряюсь со своей неправильностью. И пусть общественность называет меня дураком, и пусть "общество" тычет мне в лицо "мнением киноакадемиков", и пусть люди пытаются кормить меня сливками "общественного вкуса" — истинной в последней инстанции для меня всегда будет обезьянка крутящая педали в моей голове. Мне не нравится фильм "Нефть".
Американская киноакадемия выдвинула "Нефть" на соискание Оскара в номинации "Лучший фильм" и не смотря на то, что статуэтку в этой номинации он не получил, один факт того, что его выбрали в качестве претендента говорит о многом. Это значит, что академики пересмотрели огромную кучу фильмов и выбрали пятёрку лучших, из которых в конце концов выбрали только один — для вручения заветной награды. И в эту пятерку вошел фильм "Нефть" вместе со "Старикам тут не место", о котором я писал ранее.
Так вот что я хочу сказать: Мне фильм не понравился и я совершенно не пойму — как он мог претендовать на звание лучшего фильма года. В начале своей рецензии я написал, что лауреаты премии оскар становятся хуже и хуже. Я был не прав. Они такие какими были всегда. Дело не в неправильности выбора академиков — дело в чем-то совершенно ином, что неподдается объяснению. История вручения показывает, что всегда были "правильно" врученные оскары — и откровенные "провалы". На это есть множество причин: и политическая ситуация в америке и их хваленная полидкорректность и тысячи других человеческих факторов, с которыми ничего нельзя поделать. Я даже склонен думать, что в такой многочисленной аудитории, как американская киноакадемия существует стадность и страх прослыть глупым. Понимаете, когда нет чёткого фаворита, безусловного лидера, определить победителей, и даже номинантов бывает крайне сложно. Когда появляется "Титаник" — весь мир идёт смотреть — весь мир плачет — ни у кого не возникает вопросов. Но когда киногод порадил только сотню сиквелов и бессмысленных услад для глаз — выбрать из маленького количества так называемого "интеллектуального" кино несколько достойных картин бывает крайне сложно. По их кассовым сборам нельзя ничего определить — они абсолютно одинаковы. Отличить "скуку" от "Философии" в низкобюджетном кино очень трудно. Никто не хочет прослыть глупцом и не увидеть бесконечную "тягу к глубине". Никто не хочет признать, что Черный квадрат — это всего лишь Черный квадрат, а не величайшее произведении изобразительного искусства.
И тогда как результат — номинантами становятся такие фильмы как "Нефть". А потом зритель смотрит и тоже не хочет показаться глупым и поэтому видит в фильме "тягу к глубине". А я её не вижу. И найдутся люди, которые скажут, что я "тупой" и "ничего не понимаю".
И кто прав?! Да все правы. Не может быть однозначного шедевра. Все дело вкуса. Надо просто не бояться того, что для тебя признанный классикой "Титаник" — это просто слезоточивое дерьмо. Киноаккадемия — она там в америке. И ты не должен ссать кипятком от радости воплощения американской мечты Форрестом Гампом. Ты не обязан сопереживать падонкам подохшим собачьей смертью в "Бандах Нью-Йорка". Это ведь все не твое. Это не твоя система ценностей.
И биографический очерк о нефтянном магнате Дэниэле Плэйнвью может и не вызывать у тебя ни одной эмоции. Эта история, по моему мнению, в принципе ничему и не учит. Просто жизнь не очень хорошего человека. История о том, как он на протяжении многих лет встречал другого не очень хорошего человека и что из этих встреч выходило. Они оба подонки и настоящие ублюдки. Да, они хорошо знали свое дело, зарабатывали деньги и были личностями способными повести людей за собой — но от этого не стали хорошими людьми.
А вот теперь представьте, что вы смотрите почти трехчасовой фильм о каком-то неизвестном вам подонке, который жил сто лет назад на другой стороне земного шара и занимался зарабатыванием личного капитала — и вы поймёте о чем фильм "Нефть". Никаких интересных цитат или диалогов вы из этого фильма не почерпнете — только бедная америка, грязный американский мужик, молодой плюгавый американский пройдоха и сухая трава калифорнии вокруг. И все это под отвратнейший, совершенно никчемный и к тому же не к месту присобаченный саундтрэк от одного из членов группы Radihead. Звуковое сопровождение — это просто нагромождение режущих слух звуков нисколько не отражающих происходящее на экране. Один из самых провальных саундтрэков за последние лет десять. Мне так кажется. Я так… думаю.
Надо отдать должное — актеры сыграли не плохо. Но тут я опять не согласен с оскаровским комитетов вручившим приз за "Лучшую мужскую роль" Дэниелу Дэй-Льюису за исполнение главной роли в "Нефти". Я в его игре не заметил решительно ничего примечательного. Но опять же возможно на фоне всего снятого в 2007 году Дэниел не так уж и плох. Ну и в конце концов, я как отечественный зритель никогда не смогут оценить по достоинству "блестящую" игру Дэниела Дэй-Льюисса хотя бы потому что он год учился имитации какого-то особого говора и голоса. Возможно он идеально его выучил, но как я могу судить об этом, если я смотрел фильм в переводе и дубляже?! Поэтому такие изыски американских актеров я никогда не смогу по-настоящему оценить, если только не выучу английский язык, чтобы смотреть кино в оригинале, а я этого делать не буду. Я все равно считаю, что наш язык даже путем перевода способен придать гораздо более насыщенный эмоциональный окрас нежели оригинал. Кто не согласен с этим — может посмотреть любой фильм с переводом Гоблина и поймёт, что их единственный полновесный мат "fuck" можно перевести на русский язык 143 разными способами. Но это все лирическое отступление.
Я бы хотел отметить работу актёра Пола Дано, который сыграл в фильме "Нефть" сразу две роли — братьев-близнецов. Одного правда совсем чуть-чуть. Зато в образе второго он был поистине неподражаем. Начиная с того, что его природная ушлепанская (другого слова не подберёшь) внешность на все сто процентов подходит к исполняемой роли псевдо-праповедника и заканчивая его бесподобными раболепскими ухмылками. Настоящая скользкая тварь. Весь его внешний вид и поведение — это олицетворение продажного подонка. Очень жаль, что такому изысканному персонажу уделино так мало экранного времени. Смею напомнить, что Пол Дано уже принимал участие в номиривовшемся на оскар фильме "Маленькая Мисс Счастье", где сыграл меланхолично-идиотичного брата главной героини. Уже тогда он мне не понравился. Сейчас же я вижу в нём уже оформившуюся мразь.
Ну вот собственно и всё. Подытоживая вышенаписанное, мы приходим к выводу, что "Нефть" — это очень затянутый бесцельный рассказ о подонках с плохим музыкальным сопровождением.
4 из 10 за игру Пола Дано. Если бы не он — было бы 2 из 10.
Константин ХААС.
P.S. Ну и напомню, что фильм "Нефть" получил Оскаров в номинациях:
"Лучшая операторская работа" — Роберт Элсвит;
"Лучшая мужская роль" — Дэниел Дэй-Льюис.