Радиотехник постоянно что-то придумывает и изобретает. Поэтому студенты радиотехнических колледжей не только зубрят формулы, но и сразу учатся создавать оригинальные схемы.
Радиотехник или радиоэлектротехник – просторечное название профессии. Официальная квалификация, которая присваивается выпускникам колледжей – «техник». А вот специальностей две: «Радиоаппаратостроение» и «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники». Несмотря на то, что набор изучаемых дисциплин одинаков, разница между ними существенная – «радиоаппаратостроение» подразумевает прежде всего конструкторскую деятельность и производство, а «Техническое обслуживание…» – ремонт радиоэлектронной техники.
Специальность «Радиоаппаратостроение» есть в Жуковском авиационном техникуме им. В. А. Казакова , Лианозовском радиотехническом техникуме , Московском техникуме космического приборостроения , Московском техническом колледже . По специальности «Техническое обслуживание…» готовят в Московском колледже автоматизации и радиоэлектроники и Политехническом колледже N 39 .
С этого года первых студентов на эту специальность будет набирать Московский радиотехнический колледж им. академика А. А. Расплетина . Кунцевский радиомеханический техникум выпускает специалистов обоих направлениий, причем группы студентов занимаются по одинаковой программе вплоть до последнего, четвертого курса.
Меньше конкурс – легче тест
Во всех колледжах вступительные испытания проводятся по двум предметам – русскому языку и математике, разница может заключаться только в самой форме экзаменов. Почти во всех учебных заведениях пишут диктант. Исключения – Политехнический колледж N 39 , где ребятам предлагают написать изложение, и Колледж автоматизации и радиоэлектроники , в котором предусмотрено компьютерное тестирование. Тест по математике придется писать в Московском колледже автоматизации и радиоэлектроники , Московском техническом колледже , Лианозовском радиотехническом техникуме , в остальных колледжах этот предмет сдают устно.
Для тех, кто занимается на подготовительных курсах, процедура поступления значительно упрощается. В одних учебных заведениях (Политехнический колледж N 39 , Московский технический колледж , Московский техникум космического приборостроения ) для слушателей курсов проводятся предварительные майские экзамены, в других (Жуковский авиационный техникум) выпускники подготовительного отделения поступают на основе собеседования. Стоимость курсов длительностью четыре-шесть месяцев – от шести до восьми тысяч рублей.
Тяжело в ученье…
Обучают радиотехников по программе среднего профессионального образования (СПО), а это значит, что бывшим «девятиклассникам» предстоит постигать все азы ремесла четыре, а выпускникам одиннадцатых классов – три года.
Студенты изучают ряд общетехнических предметов: инженерную графику, электротехнику, метрологию, стандартизацию и сертификацию, вычислительную технику, информационные технологии и др. В список основных дисциплин специальности входят: радиотехнические цепи и сигналы, антенно-фидерные устройства, распространение радиоволн, источники питания радиоаппаратуры, импульсная техника, радиотелевизионная аппаратура и т. д.
Но, как известно, тяжело в ученье, легко в бою. К слову, качество образования по этой специальности очень высокое. Выпускники колледжей, поступившие в технический вуз, учатся с завидной легкостью.
От напильника к паяльнику
Учиться на радиотехника интересно хотя бы потому, что программа максимально ориентирована на практику. В лабораторных кабинетах колледжей студенты работают с приборами, в компьютерных классах осваивают сложные профессиональные и конструкторские программы.
Со второго курса студенты начинают развивать производственные навыки. На слесарной практике они учатся делать черновую обработку материалов – работают с напильниками, ножовками по металлу. На монтажной практике начинают паять – узнают о правилах установки и пайки, самостоятельно припаивают детали к платам. По окончании курса ребята получают рабочую специальность «радиомонтажник II разряда».
На третьем курсе студентов ждут измерительная и компьютерная практики. Ребята замеряют параметры различных устройств, изучают строение мелких (транзисторы, микросхемы, диоды, конденсаторы) и крупных (процессор, материнская плата) деталей компьютера.
Завершается обучение трехмесячной преддипломной производственной практикой. В основном ребята стажируются на государственных предприятиях – к сожалению, небольшие частные производства предпочитают работать с уже «готовыми» специалистами.
Куда потом?
Больше половины выпускников колледжей по данной специальности продолжают свое обучение в вузах. На дневное отделение поступают около 30%, остальные выбирают заочное обучение. Выпускники могут поступать на факультеты радиотехники, электроники, радиотехнических систем, вычислительных машин и систем, автоматики и вычислительной техники, и т. д. Специальности, связанные непосредственно с радиотехникой, можно получить в МГТУ им. Баумана , МЭИ , МАИ , МИФИ , МЭСИ , МАТИ , МИРЭА , МИСиС . Хотя знания, полученные в колледже, очень объемны и позволяют выбрать практически любую область технического образования.
Те, кого не прельщает перспектива учиться в вузе, идут работать. Место найти несложно – услуги радиотехника сегодня нужны на любом среднем или крупном предприятии. Это заводы, производящие различную технику (начиная с бытовой и заканчивая военной), научные исследовательские институты, медицинские учреждения, видео- и аудиосалоны, телеателье. Многие выпускники колледжей идут работать в бурно развивающуюся область сотовой связи, где не хватает специалистов, разбирающихся в радиоэлектронной аппаратуре.
Карьера и зарплата
Зарплата, как водится, напрямую зависит от типа организации, в которой работает специалист. Оклад техника на государственном предприятии – от 10 до 20 тыс. рублей, средний заработок начинающего специалиста, работающего в коммерческой структуре, колеблется в районе $1000. Выпускники колледжей по специальности «радиотехника» превосходно разбираются в компьютерном железе и программировании. Поэтому многие из них идут в компьютерные фирмы и магазины. Их зарплаты – от $600.
Татьяна Крыкина, инженер-радиотехник, преподаватель антенно-фидерных устройств и радиоизмерений Московского радиотехнического колледжа им. академика А. А. Расплетина . – Татьяна Евгеньевна, как вы думаете, почему молодежь не очень охотно идет учиться на радиотехников? – Я думаю, из-за недостатка информации. Ребята просто не знают, что это такое – радиотехника. К сожалению, большинство студентов попадает к нам случайно, а тех, кто целенаправленно идет учиться на эту специальность, не так уж и много. Кто-то живет неподалеку, кого-то мама с папой сюда отправили. И всего лишь 5-10% от общего числа учащихся уже работали с паяльником и собирали схемы своими руками. – Тогда объясните популярно, в чем суть работы радиотехника? – Для кого эта специальность? – Для тех, кому нравится работать с аппаратурой, копаться в мелких деталях. Для внимательных и усидчивых. – Звучит не очень заманчиво. – Какими знаниями должны быть подкреплены эксперименты? – А зачем радиотехнику профессиональное владение компьютером? – Где может работать радиотехник? |
Наталья Илюшина, журнал Куда пойти учиться, сайт www.ucheba.ru