Телеведущий: путь в профессию

CQM20kvoz2.jpg

Стать телеведущими мечтают многие, но успеха добиваются единицы. Готовых рецептов построения карьеры в этой сфере просто не существует.

Его Величество случай?

Если сравнить биографии популярных телеведущих, станет очевидно, что у каждого – свой путь в профессию. Телевидение придирчиво отбирает лучших, и право попасть в эфир нужно заслужить.

Для начала придется минимум 2-3 года поработать на ТВ – в любом качестве. Иван Демидов, например, был осветителем, Алексей Пиманов пришел на телевидение видеоинженером, потом получил второе высшее журналистское в МГУ им.М.В.Ломоносова. Теперь он не только ведущий программ "Человек и закон" и "Кремль,9", но и генеральный директор телекомпании «Останкино». Вряд ли этим людям просто повезло. Они умели добиваться поставленной цели.

Хотя роль случая со счетов списывать тоже не стоит. Валдиса Пельша на концерте группы "Несчастный случай" приметил Влад Листьев и пригласил в "Угадай мелодию". Евгений Ревенко («Вести недели», телеканал «Россия») никогда не думал о профессии телеведущего, а на ТВ попал по счастливому стечению обстоятельств. У Тимура Кизякова, тогда еще студента Московского энергетического института, заболел приятель, который писал сценарные сюжеты для телепрограммы "С утра пораньше" – друга надо было выручать.

Сколько программ – столько путей

Плюсы профессии:
— Общение с известными людьми.
— Реальный шанс самому стать знаменитым.
— Признание зрителей, внимание поклонников.
— Высокие гонорары (у известных ведущих).
— Интересная работа.

Минусы профессии:
— Все время на людях — никакой личной жизни.
— Непредсказуемый график работы.
— Назойливость некоторых поклонников.
— Необходимость всегда быть в хорошем настроении.
— Высокие психологические нагрузки.

Впрочем, начинать карьеру телеведущего с позиции оператора или видеоинженера на ТВ — не лучший вариант, а счастливый шанс можно безрезультатно ждать всю жизнь.

Должность корреспондента или редактора – более верный путь. Практически все ведущие информационных и информационно-аналитических программ прошли его: Михаил Антонов, Елена Мартынова, Мария Ситтель («Вести» канала «Россия»), Ольга Белова и Евгений Борковский («Сегодня» на НТВ) и многие другие. Изучив все нюансы подготовки информационных выпусков и выхода в эфир, можно претендовать и на должность ведущего. 

В развлекательных программах ситуация иная. Здесь успешно работают как вчерашние корреспонденты, так и актеры, певцы, спортсмены – словом, узнаваемые, известные люди: Николай Фоменко ("Русские гвозди, "Форс-мажор", "Проще простого"), Дмитрий Назаров («Кулинарный поединок»), Петр Кулешов («Своя игра»).

Комментировать соревнования и матчи, вести спортивные передачи могут не только журналисты, но и бывшие спортсмены: Мария Киселева, Иоланда Чен, Ольга Богословская, Владимир Маслаченко, Николай Писарев.

У авторских программ своя «история». Здесь обычно работают суперпрофессионалы – неважно, в какой области. Владимира Познера в 1986 году пригласили вести телемост, потому что никто лучше него не разбирался в русско-американских отношениях. Александр Ильин, автор "Армейского магазина", был офицером для особых поручений в секретариате главнокомандующего войсками Западного направления. Николай Дроздов ("В мире животных") — автор 20 книг и двух сотен статей о живой природе и один из пятнадцати консультантов Генерального секретаря ООН по экологии.

Где учиться

Какое же образование нужно получить, чтобы стать телеведущим? Не идти же, в самом деле, в Московский инженерно-строительный институт по специальности "теплогазоснабжение", которую в свое время окончил Леонид Якубович… Журналистика — то, что нужно. Только эта специальность даст необходимые знания и оптимально адаптирует к дальнейшей работе на телевидении.

"Профессии телеведущего в чистом виде сегодня не существует – считает Татьяна Шамарина, ректор Останкинского института телевидения и радиовещания. — Раньше дикторы только читали текст, а большинство современных ведущих выполняют и журналистскую работу: сами собирают информацию, готовят материал к эфиру". Идеально, если в рамках специальности "журналистика" есть специализация "телерадиожурналистика". Это значит, что с третьего курса (иногда – и раньше) вы будете досконально изучать особенности работы на ТВ, да и практика предстоит соответствующая.

Качества, необходимые телеведущему?

- способность убедительно излагать свои мысли
— грамотная речь
— умение работать в команде
— телегеничная внешность
— самообладание

В подготовке теле- и радиожурналистов из государственных вузов преуспели Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Московский государственный институт международных отношений (университет МИД России) (МГИМО), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), из негосударственных – Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), из специализированных – Останкинский институт телевидения и радиовещания, Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).

Конкурсы на журналистику всегда очень высоки. В РГГУ – почти 14 человек на место, в МГУ – около 5. Такая разница в цифрах вполне объяснима: в МГУ бюджетных мест в несколько раз больше, поэтому даже при огромном количестве абитуриентов есть шанс поступить. Но, разумеется, свои силы и знания нужно оценивать адекватно требованиям вуза.

Можно поступить и в любой другой институт на факультет журналистики – только в Москве их около 25. Но устроиться на практику на ТВ в этом случае сложнее.

За место под софитами

При поступлении на факультет журналистики вас, в первую очередь, ждут творческие испытания.

В МГУ абитуриенты сразу ориентируются на конкретную специализацию. Хорошо, если у вас есть опыт создания телерепортажей. А наличие, как минимум, пяти работ (тексты предоставляются в письменном виде) – обязательное условие. Второй этап — творческое сочинение. Дается пять тем, причем формулировка может быть самой неожиданной, от «За окном идет дождь» до «Каким должен быть президент моей страны». Грамотность второстепенна, главное — показать свой стиль, оригинально раскрыть тему, удивить экзаменаторов блестящей эрудицией. Третий этап творческого конкурса – собеседование с профессиональными журналистами и преподавателями. Они уже ознакомились с вашими материалами и теперь зададут вопросы о том, как вы снимали репортаж, почему решили поступать на журфак, что знаете о Гиляровском или Герцене и т. д. Ваша задача — непринужденно, но убедительно показать свое умение общаться с людьми и способность легко обсуждать любые темы.

Рубрика: Профессия



© 2013 - 2024 SakhaMarket.ru
Информационный Интернет Справочник SakhaMarket.ru
При использовании материалов, ссылка на SakhaMarket.ru обязательна!