Вкратце, экстраверт и интроверт — это два типа психики, такие же различные и такие же равнозначные, как, в грубой аналогии, мужчина и женщина. И те, и другие, имеют свои преимущества и свои недостатки. Но, в отличие от пола, обсуждаемый психотипический признак часто не берется в расчет. А, между тем, как уже сказано, отличие интровертов от экстравертов, в психологическом смысле, так же значительно, как отличие мужчины от женщины в смысле физиологическом. Зная это, легко себе представить возможные последствия игнорирования психологического типа. Об этом и поговорим.
В широкое употребление термины экстраверсия и интроверсия ввел Карл Густав Юнг. У него этому вопросу посвящена толстенная книга ("Психологические типы"), в которой он на многих примерах показывает и доказывает существование двух базовых психических установок или, точнее, направленностей — "во вне" и "во внутрь" — экстраверсия и интроверсия, соответственно. Кроме, того Юнг с той же основательностью описывает 4 психических функции — мышление, чувство, ощущение и интуицию. Все эти понятия у него разработаны очень подробно и во всех возможных комбинациях. Вкратце, все сводится к делению людей на 8 типов, в соответствии с основной направленностью и наиболее развитой психической функцией. Такое понимание очень примитивно, поскольку, на самом деле, границы между типами размытые, да и в расчет надо брать не только сознательную установку, но и бессознательную. К тому же, в разных жизненных ситуациях, на первый план могут выходить разные функции, а, стало быть, психологический тип — это лишь предрасположенность к соответствующему типу реагирования и восприятия (адаптации), а не жесткий поведенческий шаблон. Экстраверт в целом может быть интровертом в частностях, и наоборот.
Но не стоит недооценивать важность предложенной Юнгом типологии. При всей своей расплывчатости и переменчивости в частностях, тип человека весьма стабилен в целом. Можно один раз вычислить свой тип и не сомневаться в нем лет до 40, когда начинают происходить всякие глобальные трансформации психического устройства. Поэтому, для простоты, будем считать, что тип человеку дан с рождения и не меняется в обозримых временных рамках. Кстати, по-моему, у Юнга нет четкого ответа на вопрос, когда закладывается тип психики, есть лишь упоминание, что типические отличия можно наблюдать уже на первых годах жизни ребенка. (Если кто-то имеет обоснованное мнение по этому поводу, буду рад обсудить на форуме.)
Психические функции пока тоже оставим в стороне, так как каждая из них заслуживает своей статьи. А пока займемся самым интересным — экстраверсией и интроверсией.
Как уже сказано, буквальное понимание этих терминов — это обращенность психики (по-научному — либидо) "во вне" и "во внутрь". А, на деле, это ярко проявляется в том, как человек взаимодействует с внешним и своим внутренним миром. Наиболее характерные проявления обоих типов мы и рассмотрим.
Типичный экстраверт — это тот, кого обычно считают "нормальным" успешным членом общества. Он не выделяется и не отстает. Он со всеми. Он окружен друзьями. Он легко знакомится и легко расстается. Его интересы в жизни лежат вовне, во внешних атрибутах жизни — успех, лидерство, материальные ценности. И он к этому приспособлен. Внешний мир — его стихия. Он далек от самосозерцания. Внутрипсихическое его не интересует. Он весь "снаружи" и потому инфантилен. Он не переносит одиночества. Его бог — объективность. В то же время, его мнение подвержено влиянию мнения общественного. Более того, мнения большинства — и есть его собственное мнение. Он лидер. Он целеустремлен. Он активен. Его место — работа в команде. Патологическая нравственность приводит к развратности. Он любит жизнь и любит простые земные радости. Он презирает интровертов и считает их неудачниками…
Типичный интроверт — мечтатель и фантазер. Он далек от реальности. Его жизнь проходит в океане его внутренних миров. Он далек от социума. Общественные ценности кажутся ему странными и неоднозначными. У него на все свое собственное мнение. Он протестует против того, чтобы быть как все. Протестует даже тогда, когда быть "как все" — само здравомыслие. Он витает в облаках и потому инфантилен. Он не умеет налаживать отношения. Он пассивен. Он не умеет добиваться земных целей. Его место — индивидуальная деятельность. Патологическая нравственность делает их зажатыми. Он презирает экстравертов и считает их коньюктурщиками. И при этом хочет быть похожим на них…
Интроверт подменяет неугодное качество противоположным, экстраверт — сознательно гипертрофирует это качество, делая вид, что полностью им доволен. Жадный интроверт: "Я сама щедрость!" Жадный экстраверт: "Да, я такой и горжусь этим!" В своих действиях они демонстрируют то же самое, что и на словах. Интроверт будет делиться последним куском, экстраверт последний кусок будет отнимать с боем.
В общем, оба "хороши". Но, на самом деле, то, как я их описал, не является описанием типов в чистом виде. Это, скорее, описание людей двух типов, какими они становятся в нашем обществе и под его влиянием. Социальное устройство западных стран не приемлет интровертов. Его норма — экстраверсия, а интровертов терпят и по возможности перевоспитывают. Поэтому и те, и другие часто становятся скособоченными существами, неодобрительно поглядывающими друг на друга, вместо того, чтобы друг друга гармонично дополнять.
Самая типичная проблема, которая встречается у интровертов — это клеймо неудачника. Тихоня, слабак, фантазер, маменькин сынок — именно интровертов награждают такими нелестными эпитетами. Эти прозвища во многом справедливы. Если за эталон взять экстраверсию, то интровертированный индивид совершенно очевидно попадет в категорию людей второго сорта. Он нелюдим, у него хуже получается, то чем заняты "все", он всегда либо один, либо пасется с такими же, как он. Медлителен. Молчалив. Рассеян… Все это — сплошной негатив. Но, это только в том случае, если экстраверсию мы считаем нормой. А ведь за норму можно взять и интроверсию, и тогда сложится совсем другая картинка — интроверт погружен в себя; неразговорчив, но вдумчив; медлителен, но обстоятелен; не разделяет общего мнения, но формирует свое собственное мнение и так далее. А экстраверт легкомыслен, легко подвержен чужому влиянию, идет проторенной дорожкой, болтлив, беспокоен, поверхностен, прост, как тридцать три копейки. Но и эта точка зрения однобока. Правильнее было бы сказать, что оба типа хороши. Мужчина не лучше женщины, и женщина не лучше мужчины — экстраверт не лучше интроверта, и интроверт не лучше экстраверта. Просто есть два типа людей, которых никак нельзя считать одинаковыми…
И, тем не менее, типологическое различие совершенно не принимается в расчет. Ни в системе воспитания, ни в системе образования, ни при трудоустройстве… А самое печальное то, что люди, не связанные с психологией, продолжают верить в существование единой для всех нормы. И обычно, этой нормой оказывается экстравертированный тип.
В этом тяжкий крест всех интровертов. Экстраверт, стремясь к "нормальности", развивается в гармонии со своей психологической предрасположенностью, интроверт же, в этом случае, идет против своей природы и, по сути, предает сам себя. По этой причине (в числе прочих) именно интроверты чаще оказываются в приемной у психологов.
Кстати, надо сделать оговорку — все сказанное о проблемах интровертов относится к мужской половине человечества. В обществе есть два идеала — идеал мужчины и идеал женщины. Так вот, если первый имеет экстравертивный характер, то второй, напротив, — сама интроверсия. Мягкость, женственность, податливость, заботливость, стремление сохранить — все это качества интровертов. Поэтому, женщины интроверты испытывают меньше проблем в жизни, чем женщины экстраверты. И, вновь вспоминая очереди на прием к психологу, — женщин-эктраверов в них еще больше, чем мужчин-интровертов.
К слову, можно заметить, что психологические проблемы возникают там, где индивидуальное сталкивается с социальным. Мужчина-экстраверт и женщина-интроверт, в общем и целом, находятся в гармонии с социальными установками и устоями, а вот мужчины-интроверты и женщины-экстраверты оказываются как бы вне закона, и, в попытках обрести эту злосчастную гармонию, теряют самих себя. Такое вот у нас счастливое общество…
Остановимся пока на такой важной мысли — экстравертам следует научиться терпимости по отношению к интровертам. Они — не второй сорт, они просто "другие" и при этом не менее достойные люди. Интровертам же следует смириться с тем, каковы они есть, а не пытаться стать чем-то иным. Счастье экстраверта в том, чтобы быть экстравертом, а счастье интроверта в том, чтобы быть интровертом.