Оскар 2008 года. Победитель в номинации "Лучший сценарий" — Диабло Коуди.
Ещё один оскароносный фильм вызвавший у меня не однозначную реакцию.
Для начала конечно стоит отметить, что фильм смотрится на порядок живее, чем предыдущие раскритикованные мною фильмы. Длится он не три часа, да и статичными фоновыми картинками не высушивает восприятие. В основном, конечно фильм построен на диалогах и человеческих взаимоотношениях возникающих в следствии вышеуказанных диалогов. История проста как мир: Девочка забеременела. И не смотря на то, что в реальности такое встречается довольно часто, киношники не очень любят показывать такие истории. В такой "житейской", можно даже сказать низменной истории, либо вообще ничего не происходит, либо всё происходит из рук вон плохо и в конце концов приводит к какой-нибуть драме.
Здесь же на редкость авторы сумели не только не обвинить девушку, но и показать нам такую казалось бы "нелицеприятную" историю с совершенно другой качественной стороны. И это есть самое замечательное в фильме "Джуно". Наконец-то, нас перестали пугать бессмысленными социальными табу на секс между несовершеннолетними, незапланированную беременность и так далее, и просто показали, что любую жизненную ситуацию можно рассматривать ни как нечто из ряда вон выходящее, а как совершенно обычное явление. Более того, фильм учит нас не воспринимать всё близко к сердцу, а очень тонкая сценарная ирония, я надеюсь, заставит зрителя по-новому взглянуть на некоторые вещи.
Вот хотя бы сцена, когда главная героиня рассказывает своим родителям, что она беременна. После того, как Джуно уходит, между родителями происходит диалог:
— Она беременна.
— Это ужасно. Уж лучше бы её выгнали из школы за наркоту.
— Или её преследовала полиция за какое-нибуть преступление. А тут такое? Надо же. Беременность.
… конечно это был сарказм, но веть действительно, в большинстве случаев родители видят в беременности дочери какую-то страшную трагедию. И они действительно не понимают, что беременность — это не пристрастие к наркотикам, это не преступление — это Рождение Новой Жизни. Радоваться надо.
Вот примерно этому и учит фильм — если изменишь свое отношение к событию, то оно перестанет быть катастрофой. Оно может даже стать каким-то приятным опытом в твоей жизни.
Вот скажите, разве вас не пугает описание фильма: Шестнадцатилетняя девушка беременеет и хочет отдать своего ребенка на воспитание в бездетную семью, которая ещё до родов разваливается?! Попахивает Драмой. А вот и нет — получился жизненный, светлый и местами даже веселый фильм. Ни одного отрицательного героя. Даже развод в этом фильме не становится причиной отказа от ребёнка. Не делайте из мухи слона. Это всего лишь жизнь и живыми из неё вам все равно не выбраться.
Теперь, что же касается технической части. Не могу не акцентировать свой злой умишко на имени сценаристки — Диабло Коуди. Что же это был за любимый ребёнок, которого родители назвали Дъяволом?! Хе-хе. Это конечно же псевдоним, я надеюсь.
Ну и вторая техническая неточность… хотя скорее не техническая, а я бы сказал социальная неточность — это главная героиння Джуно. Я понимаю, что многие могут со мной не согласится, но я лично считаю, что такой мадамы в нашем мире существовать не могло. Во-первых, она позиционируется как совершенно асексуальное и не женственное существо. Во-вторых, в тоже самое время она является человеком пусть и со своеобразным, но очень интересным чувством юмора. При этом она обладает довольно широким кругозором и довольно странной манерой реагировать на разные вещи, совершенно не свойственной 16-летней девочке. Какой бы умной и развитой она не была, она все равно всего лишь 16-летняя девочка и такие сложновыстраиваемые суждения и речи таким девочкам ни разу не присущи. Но в принципе я могу признать, что такая интересная и довольно общительная мадама в 16 лет может существовать. Но я никогда не поверю, что она так стрёмно выглядит.
Времена, когда говорили: Главное — душевная красота — безнадежно прошли. Благодаря этой убогой идее, что под личиной страшного человека скрывается богатый внутренний мир, уродливые люди стали слишком много себе позволять. Теперь каждая неряшливая и неухоженная девушка или замызганный и опустившийся парень называют себя творческими натурами, которых не дано понять нам, низким людишкам. Закомплексованная личность теперь оправдывает себя внешней непривлекательностью. Это всё идиотично и в крайней степени не допустимо.
Я глубоко уверен в том, что интересная личность не может быть уродливой. Красота душевная изливается из всех фибр тела. Человек интересный внутри — всегда интересен снаружи. Реальность такова, что внешние уроды в 99,99% случаев уроды и внутренние. В суждениях о внешности в современном мире — уродливость внешня — это не причина, а следствие уродливости душевной. Не ты злой, потому что урод, а урод, потому что злой! Это скрытные и злые на мир люди. И это только их вина. И ничья более. Я видел массу очень интересных людей с, так сказать, "нестандартной" внешностью и они были более чем приятны. И я ясно понимал, что это они сделали себя интересными внешне. И если бы они не следили за собой, а все время прятались за своей внешностью — они стали бы такой же серостью, которая сейчас, здесь на улице объясняет свое нежелание выглядеть хорошо своим "недооцененным внутренним содержанием".
Я это всё к тому, что такая на вид убогая женщина как Джуно, не могла быть таким интересным персонажем. Так может выглядеть максимум Скарлетт Йохансен. Уж куда нестандартней. Но как привлекательна.
Таким образом, за замечательную мораль — ставлю 10, но за мужеподобность героинни ставлю — 6 — в среднем получаю — 8 из 10.
На данный момент — лучший из просмотренных оскароносцев.
Константин ХААС.