Выбирая новый "цифровик", есть о чем подумать: с одной стороны, заметно дешевеют зеркальные камеры ("зеркалки"), с другой – совершенствуются дорогие незеркальные.
"Зеркалки", сначала пленочные, а потом и цифровые, всегда были пределом мечтаний искушенных фотолюбителей. Многие не решались покупать такие камеры из-за больших габаритов, высокой цены и кажущейся сложности в управлении. Но со временем "зеркалки" стали меньше, проще, дешевле. Сегодня цена "китовых" комплектов (в которые входит камера со штатным объективом) любительских "зеркалок" стоят примерно от $500 – это сопоставимо с ценой дорогих моделей незеркальных камер для продвинутых пользователей, так называемых просьюмерок (до $600-700 и порой даже выше).
При этом цены на зеркальные камеры продолжают падать.
Дело в том, что в этой рыночной нише появились многие компании, ранее не выпускавшие "зеркалки", например Samsung и Panasonic, и из-за этого выросла конкуренция. Еще больше усложняется выбор из-за того, что незеркальные камеры постоянно совершенствуются, в отдельных случаях получая высококлассную оптику.
Что ж, попробуем во всем этом разобраться.
Большие матрицы
Бесспорный аргумент за покупку зеркальной камеры – намного больший физический размер матрицы "зеркалок".
Эта характеристика серьезно влияет на качество изображения. Здесь альтернативы "зеркалу" пока нет. Размеры даже самой маленькой сегодня зеркальной матрицы, с кроп-фактором, равным 2 (т. е. с физическим размером сторон в 2 раза меньше сторон стандартного пленочного кадра), все равно намного больше, чем размеры матриц подавляющего большинства незеркальных камер.
А больший размер матрицы – это пониженный уровень "шума" (цветовые помехи в изображении), более широкий динамический диапазон (количество ступеней в разности контраста, которые способна зафиксировать фотокамера), а также меньшая глубина резкости на получаемых фотографиях. Расскажем подробнее, почему это так.
Сначала про шум. Упрощенно говоря, чем больше матрица и чем меньше времени она работает в процессе съемки, тем меньше шум на получаемых фотографиях.
Но на низких значениях чувствительности (ISO) шум матрицы незеркальных камер зачастую совсем не режет глаз. Это позволяет печатать снимки больших размеров, совсем не думая об их зашумленности. Единственный нюанс здесь: светосила объективов современных незеркальных камер зачастую выше светосилы штатных объективов "зеркалок", что позволяет снимать на пониженной чувствительности. Правда, эта совсем небольшая разница в светосиле никак не может компенсировать куда большую разницу в максимальной чувствительности матриц (с сопоставимым уровнем шума).
Для компенсации длинной выдержки при съемке в условиях пониженной освещенности, как правило, прибегают к помощи оптического стабилизатора. Зеркальные камеры с таким встроенным стабилизатором пока что стоят достаточно дорого, а объективы со стабилизатором еще дороже, зато его часто устанавливают в не самые дорогие модели незеркальных камер. Не будем объяснять принцип действия стабилизатора, отметим лишь, что стабилизатор не панацея. При движении объектов съемки длинная выдержка все равно даст о себе знать.
Второй существенный плюс большой матрицы – более широкий динамический диапазон. Это значит, что матрица большого размера позволяет снимать достаточно контрастные объекты, сохраняя больше деталей "в светах" и в тенях, чем матрица маленькая.
Здесь стоит отметить, что некоторое время назад формат записи файлов RAW (необработанный, "сырой" снимок с матрицы камеры) был уделом только зеркальных камер. А теперь практически все "просьюмерки" могут похвастать поддержкой этого формата. Именно из-за этого динамический диапазон на получаемых ими снимках может быть достаточно широк. Да и современные матрицы "просьюмерок" заметно подтянулись в последнее время. Тем не менее преимущество по динамическому диапазону остается за "зеркалками".
Также известно, что от физического размера матрицы напрямую зависит глубина резкости в кадре. Матрицы даже недорогих зеркальных камер достаточно большие, чтобы получать более или менее размытый задний план при открытой диафрагме (например, в портрете) даже при съемке штатным объективом. Незеркальные камеры в своем большинстве этим похвастаться не могут.
Оптика
Пожалуй, самым главным преимуществом зеркальных камер всегда была сменная оптика. То есть фотолюбитель с такой камерой может выбирать для съемки различные объективы исходя из своих творческих потребностей. Но так ли это нужно рядовому фотолюбителю? Комплект хорошей оптики стоит недешево. Тем, кто уверен, что это ему нужно, и собирается купить себе парк оптики, вряд ли целесообразно читать статьи вроде этой.
В целом же стоит заметить, что для большей части любителей вполне достаточно объектива незеркальной камеры с большим зумом – объектива подавляющего большинства "просьюмерок".
Как правило, большая кратность зума хоть и снижает некоторые оптические качества объектива, но не настолько, чтобы можно было говорить о его ужасном качестве. Тем более, 6-12-кратный зум-объектив "просьюмерок" очень компактен, зеркалка с набором оптики этим похвастать не может. Конечно, если оценивать такие параметры, как "рисунок" объектива, его "бокэ" (размытие заднего плана), тут альтернативы "зеркалу" нет. Но среднестатистическому любителю, которому в радость сама возможность съемки далеко расположенного объекта, наверняка не очень хочется таскать на себе килограммы дорогой фотоаппаратуры. Штатный же объектив недорогих зеркальных камер обычно оснащен всего лишь трехкратным зумом.
Еще одно преимущество штатного объектива "зеркалок" кроме вышеперечисленных – минимальное фокусное расстояние.
Оно обычно равно 28 мм в "пленочном" эквиваленте против примерно 35-38 "эквивалентных миллиметров" незеркальных камер, а это значит, что такой объектив обеспечит более широкий угол съемки, т. е. "вместит" больше объектов. Для кого-то это может стать жирным плюсом при выборе камеры, для кого-то нет, все зависит от предполагаемых задач фотографа. Стоит отметить, что сегодня уже появились незеркальные камеры с широкоугольными объективами, но их пока еще достаточно мало.
Нескольких слов заслуживает и привод зуммирования – в зеркалках он механический, удобный и не потребляющий энергии батарей. Электрический привод зума большинства незеркальных камер изрядно сажает батарею при активном использовании и работает недостаточно быстро для некоторых задач.
Сравнивать на предмет максимальной резкости штатную оптику "зеркалок" и "просьюмерок" – дело неблагодарное.
Потому что оптика от разных производителей по этому параметру сильно отличается. Но можно с уверенностью сказать, что претензий к резкости получаемых изображений от владельцев "просьюмерок" высокого класса слышать обычно не приходится. А вот параметры резкости зеркальных "штатников" сильно отличаются в зависимости от фирмы производителя. К ним, как ни странно, иногда предъявляются достаточно серьезные претензии. А все потому, что "штатник", по мнению большинства производителей, – первый объектив владельца камеры, который потом купит себе оптику подороже и получше.
На некоторые модели "просьюмерок" ставят оптику именитых производителей, которая зачастую даёт фору многим штатным зеркальным объективам не только по резкости, но и по другим параметрам, таким как хроматические аберрации, склонность к образованию бликов и т. д. Также стоит отметить обычно очень хороший макрорежим объективов "просьюмерок", до которого штатным объективам "зеркалок" порой очень и очень далеко. Некоторые из "просьюмерок" способны фокусироваться от 0 сантиметров.
Удобство
Имейте в виду, зеркальные камеры даже со штатным объективом, как правило, покупают надолго и "на вырост". Причиной тому – богатая функциональность "зеркалок", которая сегодня даже в самых дешевых моделях легко перекрывает потребности любителя. Новичкам нет смысла покупать дорогие "зеркалки" – самые дешевые камеры этого класса по функциональности отличаются от них несильно. Главное отличие – в большем удобстве использования, увеличенной прочности корпуса и прочих подобных факторах. С другой стороны, камеры "просьюмерского" класса сегодня обладают не меньшими возможностями, чем самые дешевые "зеркалки".
Впрочем, об удобстве пользования камерами разных классов существует множество мнений. Чаще всего даже малогабаритная зеркальная камера по прошествии некоторого времени кажется владельцу более удобной в использовании, чем компактная "просьюмерка". А есть люди, которым просто нравятся легковесные камеры. Также и с визированием. В "зеркалках" (кроме одной модели) невозможно визирование по дисплею, это многим кажется неудобным. С другой стороны, не стоит забывать, что, если правильно держать зеркальную камеру при визировании, уменьшается напряжение мышц и, соответственно, дрожание рук, что благотворно сказывается на качестве получаемых снимков. Правда, "зеркалками", например, нельзя снимать, держа их над головой, а для незеркальных камер с поворотным дисплеем такой проблемы не существует. Впрочем, есть специальные устройства, устраняющие и этот недостаток.
Еще при всех своих достоинствах "зеркалки" не умеют снимать видеоролики. Для некоторых фотографов это может быть существенным минусом.
Стоит отметить, что зеркальные камеры всегда обладали и наверняка еще долгое время будут обладать намного более высокой скоростью фокусировки, нежели их незеркальные собратья. Поэтому снимать, например, спортивные соревнования незеркальной камерой очень сложно. Плюс к тому ручной фокус на "зеркалках" может помочь во многих случаях, например при съемке портретов с фокусировкой на глаза. Ручная фокусировка "просьюмерок" редко используется и малоэффективна.
Приведенного общего сравнения должно быть вполне достаточно для того, чтобы самостоятельно ответить на вопрос о том, нужна ли вам "зеркалка" или вы можете обойтись "просьюмеркой". Конечно, из каждого правила всегда есть исключения, да и технический прогресс не стоит на месте, но сегодняшнее положение дел таково, а окончательное решение – за вами.
Газета.Ру