Праздник 4-го ноября

vOGT9F0loX.jpg

В ноябре 2004 года Госдума установила новый праздник 4 ноября — День народного единства. Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год) была высказана Межрелигиозным советом России еще в сентябре 2004 года. Она была поддержана комитетом Госдумы по труду и социальной политике, который рекомендовал палате принять в первом чтении поправки в статью 112 Трудового кодекса РФ, предполагающие, в частности, отмену празднования 7 ноября, так как, считает большинство членов комитета, этот праздник "связан с советским периодом российской истории и в той или иной мере является источником напряжения в обществе". Напомню, что 4 ноября был торжественно освящен Православной церковью введением нового праздника в честь иконы Казанской Богоматери. Именно заступничеству Пресвятой Богородицы не только русские, но предположительно и татарские воины, освобождавшие Москву, приписывали спасение России.

4 ноября 1612 г. — условная дата освобождения Москвы от поляков, так как народное ополчение освободив часть столичного центра (Китай-город) еще осаждало стены Кремля. Кроме того значительная часть страны еще оставалось под властью интервентов. По мнению одного из сенаторов Совета Федерации эти два обстоятельства являются весомыми аргументами против установления такой даты праздника. Но на мой взгляд в данной позиции есть существенные недостатки:

1. 4 ноября — это официальный праздник согласия и примирения, а не праздник независимости, поэтому в выборе даты важно было определить ни день окончательной победы над врагом, а день единения народа, благодаря которому и стало возможным изгнание захватчиков.

В этом отношении 4 ноября неслучайный день. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) после усердной молитвы пред иконой Казанской Богородицы войска Пожарского и Трубецкого пошли на приступ Китай-города, вынудив поляков его покинуть. Освободители вошли в Китай-город с иконой Казанской Богородицы и тогда же дали обещание построить в память сего дня церковь во имя Казанской Богородицы. Это был совместный обет Богу и Его Матери, ставший выражением окончательного преодоления недоверия друг к другу. Вера в Богородицу и явилась той непобедимой силой, которая уже бесповоротно установила согласие в русском лагере. Теперь объединились не интересы, а сердца освободителей.

Почему же такое глубинное воздействие на мысли, чувства и поступки людей имел образ Пречистой? Дело в том, что в православном сознании нашего народа укоренилось восприятие Богоматери как особой молитвенницы и заступницы русской земли, Россия — Ее удел, Ее Дом и Она не оставляет свой народ, даже тогда, когда он сам себя ввергает в богооставленность, Она вымаливает ему у Своего Сына прощение. Лишь было бы искреннее покаяние и исправление. Именно в такой духовной помощи нуждались русские люди. Напомню, что в Смуту наш народ пережил духовную и национальную катастрофу. Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает состояние тогдашней России: "Но кто мог узнать…Россию… . Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры; что государство зараженное нравственною язвою, в страшных судорогах кончалось!"

По свидетельству современника событий Аврамия Палицина: "Россию терзали свои более нежели иноплеменные: путеводителями и наставниками и хранителями ляхов(поляков) были наши изменники, первые и последние в кровавых сечах…(далее о злодеяниях ляхов и "своих"): Святых юных инокинь обнажали, позорили; лишенные чести, лишались и жизни в муках срама…Были жены прельщаемые иноплеменниками и развратом; но другие смертию избавляли себя от зверского насилия. Уже не сражаясь за отечество, еще многие умирали за семейства: муж за супругу, отец за дочь, брат за сестру… . …в глазах родителей жгли детей, носили головы их на саблях и копьях; грудных младенцев, вырывали из рук матерей и, разбивали о камни… В общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. … Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; … пили из потиров;… на иконах играли в кости;… в ризах(священнических одеждах) плясали блудницы. Иноков и священников палили огнем… отшельников. Схимников заставляли петь срамные песни, а безмолствующих убивали.Видя сию неслыханную злобу, ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостию?"

Выход из этого разгула подсознательных сил русские нашли в глубоком "с кровью и потом" покаянном молитвенном стоне пред Заступницей Усердной. Свой чудотворный образ, согласно преданию Она Сама через малое дитя дала жителям Казани и этот иконописный образ стал духовным щитом с которым шли ополченцы спасать и свою душу и Россию.

2. 4 ноября произошел перелом не только в настроении народа, но и в борьбе с завоевателями : Москва была почти вся освобождена, те кто еще гнездились в Кремле мало походили на живых людей: голодные поляки и немцы съели всех своих коней и даже в их стане засвидетельствованы случаи людоедства.

Поэтому неважно, что полстраны еще оставалось в руках интервентов, в истории очень часто можно встретить когда главным событием считается не конечный результат, а то, что привело к этому результату, например, в войне 1812 года основным событием по праву считается Бородинское сражение, а не день изгнания остатков наполеоновской армии из России.

Вывод: Данная отрицательная позиция по отношению к празднику 4 ноября все же имеет иные мотивы, чем те, которые прозвучали в Совете Федерации. Прежде всего в нежелании возвращения народа к своим духовным корням. 

Д. Б. Струков.

Портал Tulanet.RU

Рубрика: Даты


© 2013-2015 © SakhaMarket.ru
Информационный Интернет Справочник SakhaMarket.ru
При использовании материалов ссылка на SakhaMarket.ru обязательна!