Подробно о профессии логиста

E2y4YdLSBk.jpg

Профессия для шахматиста

В начале прошлого века самое срочное донесение могло попасть, например, из Москвы в Лондон лишь через несколько недель. Сегодня, при содействии международных курьерских компаний, оно будет на месте до 9 часов утра следующего дня. Эти чудеса стали доступны человечеству во многом благодаря усилиям логистов — специалистов, занимающихся доставкой самых различных грузов.

Термин «логистика» происходит от греческого слова logistike, в переводе означающего «искусство вычислять, рассуждать». Первыми логистами можно назвать маркитантов, которые появились еще в армии Римской империи. Они снабжали войска провиантом, умудряясь найти и в срок доставить пропитание для тысяч воинов. Постепенно из военной сферы приемы организации доставки грузов переняли торговцы, и вскоре эти методы были усовершенствованы уже на благо коммерции.

Сегодня логистика — это неотъемлемая составляющая бизнеса крупных компаний, а также самостоятельный бизнес, в котором заняты тысячи сотрудников. По всему земному шару оперируют сотни курьерских и транспортных фирм, осуществляющих доставку корреспонденции и грузов. Они имеют свои складские терминалы, самолеты, автомобили и пр. К примеру, одна лишь международная курьерская компания TNT имеет представительства в 200 странах и штат из 50 тыс. сотрудников.

Логистика — это не только транспортировка товаров. Она включает также таможенное оформление, хранение на складах, распределение потоков продукции, упаковку. Поставка свежих устриц прямо из Франции в роскошный ресторан — это пример доставки деликатного груза, требующей особой спешки при особых условиях хранения. Появление свежего хлеба в супермаркете за углом — это тоже дело рук логистов. Работа в условиях одного магазина — это одна категория сложности. И совсем другая — в крупных торговых сетях, вроде «Пятерочки», имеющей почти 150 магазинов по всей стране.

Главная задача логиста — соблюсти все условия доставки и минимизировать затраты, с тем чтобы повысить конкурентоспособность и прибыль компании. «Моя задача — обеспечить быстрое и с минимальными затратами продвижение продукции по цепи «закупки-продажи», — говорит менеджер по логистике сети гипермаркетов «Лента» Анна Скрыльник, которая, в свою очередь, руководит менеджерами подразделений четырех магазинов.

Логист договаривается с поставщиками о сроках, утрясает вопросы с машинами, контролирует растаможку, подыскивает оптимальное место хранения консервов, к примеру. Одним словом, налаживает бесперебойную работу цепочки от закупки до поставки непосредственно потребителю.

Логист должен обладать знаниями в разных областях. Экономика, менеджмент, право — вот далеко не полный перечень. Нужно также владеть специфической информацией (каковы размеры тары, вместимость основных транспортных средств, технические нормативы).

Им необходимы также аналитический склад ума, творческий подход в поиске решений, дисциплинированность, а также умение находить общий язык с разными людьми, от водителей грузовиков до чиновников Таможенного комитета. «Работа логиста напоминает игру в шахматы. Перед каждым ходом „игрок“ просчитывает все возможные последствия, — отмечает менеджер по складскому хозяйству и логистике компании „Beverages and Trading“ Александр Моцный. — Только в логистике не все поддается анализу, поэтому необходима также отличная интуиция и дар предвидения».

Логисту просто необходимо постоянно учиться. «Каждый случай особенный в моей практике, поэтому я постоянно расширяю свой профессиональный кругозор, — рассказывает специалист по транспорту одной экспедиторской компании. — Сегодня я организую маршрут доставки крана из Красноярска за границу, завтра — везу в Красноярск бананы. Один из редких заказов — транспортировка самолета ТУ-144 в частный музей в Германии».

В этой сфере, как и во многих других, есть свои специализации. К примеру, есть логисты, занимающиеся только таможенным оформлением грузов, или только складами. Ну а есть универсалы, способные выстроить всю цепочку от начала до конца. Они, как правило, занимают руководящие должности и ценятся наиболее высоко.

Зарплата логиста во многом зависит от занимаемой должности и статуса компании. Логисты уровня топ-менеджера зарабатывают от $600 до $2000. Руководители логистических направлений, скажем, по организации перевозок, от $400 до $ 1500. Начинающие специалисты могут рассчитывать на $ 150—300. При этом более высоко оплачивается труд логистов, работающих в компаниях Москвы и Петербурга.

Одна из популярных специализаций — логист по организации транспортных перевозок. Он может работать как в супермаркете, так и в экспедиторской компании. Его задача минимизировать время нахождения товара в пути от пункта А до пункта Б. Для этого он выбирает оптимальный способ доставки груза, скажем по железной дороге или самолетом, составляет маршрут, обеспечивает условия хранения, особенно, если речь идет о доставке скоропортящихся товаров.

Одни логисты занимаются перевозкой по России, другие — по всему миру. В некоторых компаниях логисты специализируются по одному из направлений — перевозках на наземном, морском или воздушном транспорте. «Самое сложное — перевозка опасных и негабаритных грузов, к примеру дирижаблей. Необходимо подыскать специальный подвижной состав, собрать массу разрешительных справок, обеспечить безопасность, — добавляет начальник транспортного отдела компании «Транслайн» Кирилл Кутьин.

Еще одна перспективная специализация — складское хранение. Главная задача такого специалиста — обеспечить оптимальное размещение и высокую скорость обслуживания на складе. То есть быстро принять новую партию, допустим стройматериалов, компактно их расположить, ведь аренда каждого метра стоит больших денег. Но бывает, требуется распаковать контейнеры с офисной мебелью и обогревателями для отправки мелкими партиями в магазины или прямо домой к покупателю. «Для создания оптимальной схемы работы склада я должен разбираться в таких тонкостях, как периодичность заряда аккумуляторов для автоподъемников грузов», — делится Александр Моцный.

Трудно представить себе объемы всех складов Земли. Это миллионы квадратных метров холодильных камер и цистерн в аэропортах, на железнодорожных станциях, в морских портах. Только компания DHL имеет 430 складов и терминалов по всему миру. Длина самого большого терминала составляет почти два километра…

Другая востребованная специализация — менеджер по закупкам. Он снабжает производственные предприятия — сырьем, магазины — продуктами. Анализирует предпочтения покупателей, ищет выгодных поставщиков и контролирует сроки доставки… «Ошибка в расчетах — и придется расплачиваться за хранение на складе в течение еще недели или за потерю покупателей, которые уйдут за мебелью к конкурентам», — предупреждает менеджер по логистике магазина IKEA Артем Галушко.

Не менее ответственная работа у специалиста по таможенной очистке товара. В его обязанности входит выбор оптимального режима таможенного прохождения товара, оформление документов, подсчет пошлин и пр. «Цена ошибки за неверно заполненную декларацию — от штрафа в 1 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) до уголовной ответственности, — рассказывает Елизавета Воронкина из компании «Элкотек». По данным рекрутингового агентства АНКОР (Москва), наиболее востребованы сегодня логисты-универсалы, а также логисты узкого профиля: в сфере промышленного производства, по закупкам (со специализацией, например, в сфере упаковки), менеджеры по таможенной очистке товаров. «За последний год зарплата логистов по ключевым позициям выросла на 50%, — отмечает консультант московского кадрового агентства АНКОР Инна Кузнецова. — А компенсационный пакет, как правило, включает служебный автомобиль, мобильный телефон, страховку и питание».

Куда пойти учиться?

За последние несколько лет система подготовки логистов в нашей стране в общих чертах сформировалась. Можно пройти обучение по этой специальности на всех уровнях, включая короткие профессиональные курсы, бакалаврские и даже магистерские программы.

Самый верный путь в логистику лежит через получение профильного высшего образования. С 2000 года в рамках эксперимента подготовку по специальности «Логистика» ведут семь российских вузов. Это, в частности, Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) и Государственный университет управления в Москве,

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (СПбГУЭФ), Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (ИН-ЖЭКОН), Ростовская государственная экономическая академия. В 2005 году, после первого выпуска специалистов, Министерство образования РФ подведет результаты этого эксперимента. В случае востребованности выпускников подготовка по этой специальности начнется и в других российских вузах. Впрочем, в положительном результате эксперимента уже мало кто сомневается.

Если вас привлекает работа именно в компаниях по перевозке грузов и пассажиров, можно освоить специальность «Экономика и управление на предприятии транспорта». В Москве таких специалистов готовят, к примеру, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской экономической академии им. Плеханова (этот вуз имеет огромный опыт в подготовке специалистов в области материально-технического снабжения и сбыта).

В Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения и Академии гражданской авиации обучают специалистов узкого профиля: по организации перевозок и управлению соответственно на железнодорожном и воздушном транспорте.

В Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций обучают специалистов эксплуатации перегрузочного оборудования и складов, в Российской Таможенной академии — таможенному делу.

Специалистам, которые работают в логистической области, но имеют непрофильное образование, можно посоветовать программу второго высшего образования Международного центра логистики ВШЭ (Санкт-Петербург). Программа, разработанная в соответствии с требованиями Европейского сертификационного комитета по логистике (European Certification Board for Logistics, ECBL), рассчитана на 2,5—3 года и готовит менеджеров высшего и среднего звена.

Освоить азы профессии можно и на краткосрочных курсах. Например, в Международном банковском институте разработана программа «Управление транспортной логистической системой и организация международных перевозок». В течение трех месяцев слушатели изучают международный валютно-финансовый менеджмент, информационное обеспечение логистики и другие предметы.

Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) в Москве является головным вузом, осуществляющим координацию работы по подготовке отечественных специалистов по логистике в рамках стандарта специальности 062200 «Логистика», и единственным в России учреждением, принятым в члены Европейской логистической ассоциации — European Logistics Association — ELA). На кафедре логистики и в Международном центре логистики ВШЭ есть несколько сильных программ. В частности, программа второго высшего образования, направленная на повышение квалификации и профессиональную переподготовку топ-менеджеров компаний по логистике Executive Logistics Manager (ELM). Форма обучения — вечерняя или очно-заочная, длительность — 2,5 — 3 года. Есть и более короткие программы переподготовки, рассчитанные на год-полтора. Наконец, есть короткие курсы (3,5 месяца) на получение сертификата EJ Log Европейской ассоциации логистики (ECBL). Развитые международные связи кафедры логистики и МЦЛ ГУ-ВШЭ дают возможность направлять студентов на зарубежные тренинги и стажировки в крупнейшие европейские и американские университеты, а также в крупные российские компании («ЮКОС», ОКБ «Сухой», комбинат «Звездный» и др.).

Обучение за рубежом

При всей универсальности базовых методик практическая деятельность логистов в разных странах существенно различается. Есть свои особенности в инфраструктуре, таможенном законодательстве, транспортной отрасли. Поэтому базовое высшее образование целесообразно получить дома, а за рубеж отправиться на магистерскую программу или стажировку.

Обучение в области логистики по магистерским программам предлагают многие зарубежные вузы. К примеру, Cranfield University (Великобритания) обучает топ-менеджеров по программе «Логистика и управление цепочками поставок». Программа рассчитана на два года и ведет к получению степени MSc in Global Logistics and Supply Chain Management. Вступительные требования: наличие высшего образования и владение разговорным английским языком.

В Institut International de Management pour la Logistique IML (Франция) разработана программа «Управление логистическими системами». Она рассчитана на 10 месяцев. Первую половину курса слушатели получают теоретическую подготовку, а вторую — стажируются на предприятиях. Присваивается степень MSc in Management of Logistical Systems. Аналогичную программу можно освоить в Institut International de Management pour la Logistique в Швейцарии.
Chalmers University of Technology (Швеция) разработал программу «Управление в логистике и транспорте» (MSc in Management of Logistics and Transportation), рассчитанную на 1,5 года. A Universiteit Ghent (Бельгия) предлагает обучение по программе «Логистика и транспорт» (European Master in Transport & Logistics). Она предполагает обучение на французском языке в течение года.

Глобализация шагает по Земле. К примеру, большая часть игрушек сегодня производится в Китае, а продается — по всему миру. Чем дальше, тем больше экспортируется товаров, прибавляя забот логистам. Словом, можно сказать определенно: с этой специальностью вы без работы не останетесь!

Татьяна Тюкина

http://www.ucheba.ru

Рубрика: Профессия


© 2013-2015 © SakhaMarket.ru
Информационный Интернет Справочник SakhaMarket.ru
При использовании материалов ссылка на SakhaMarket.ru обязательна!