Андрей Попов: «Лучшие варганисты мира – наши!»

xKVAxaROsz.jpg

30 ноября — День хомуса

Загадочный это инструмент, хомус. Хотя бы потому что, взяв в руки хомус, вы сами превращаетесь в деталь этого музыкального инструмента. Ведь сам по себе инструмент не звучит – звучите вы, используя свою ротовую полость и черепную коробку в качестве резонатора, усилителя звука. Говорят, научить игре на хомусе можно за 3-5 минут любого человека. А за 2-3 недели человек очарованный звуками хомуса, (иначе, зачем ему вибирировать 3 недели?) может начать играть в собственной, оригинальной, ни на что не похожей манере. А дальше совершенствовать свое мастерство можно уже десятилетиями. Диапазон звуков извлекаемых этим внешне простеньким инструментом, неисчерпаем.

Наш сегодняшний гость, Андрей Попов впервые свой хомус взял относительно недавно, 2005 году. Однако за свой шестилетний стаж он уже «накосил» добрый сноп наград, став лауреатом множества премий в республике и за пределами. Однако, главным признанием его мастерства, стало приглашение в группу «103», где в формировании своего «фирменного» звучания, хомус играет не последнюю роль.

- Андрей, давай, рассказывай – как докатился до такой жизни, стал рок-хомусистом?

- Наверное, историю моего появления в группе «Сто Три», можно назвать везением. Ведь, я хоть и живу в Хатассе, с музыкой ребят был знаком не вполне тесно. Все-таки, в якутской деревне музыку такого формата, не услышишь в каждом доме. Но я знал песню «Тыал баарын тухары» и она меня реально впечатлила! Был горд тем, что именно мои земляки сделали такую мощную, волнующую музыку. Однажды вместе с семьей, пошел на день рождения одного ребенка. Там попросили сыграть на хомусе, что я и сделал. И тут ко мне подошел парень, сказал что его зовут Игорь, и он является руководителем группы «Сто Три». И пригласил меня в группу! Разумеется, согласился без раздумий!

- Ну, одним везением, это нельзя объяснить, ведь наверняка Игорь взял не первого встречного, а кого-то, чья игра впечатлила. Был какой-то кастинг?

- Если и был, я об этом не знаю. Скорее всего, ребята уже некоторое время присматривали игрока на хомусе. Сейчас шутят, мол, взяли парнишку, потому что устали от того, что Илья постоянно ломает дорогущие авторские хомусы. На самом деле, есть другое объяснение – это просто физически трудно, петь и играть на хомусе, если предстоит отыграть большой концерт. Особенно, если петь как Илья, выкладываясь на полную катушку.

- Раз уж упомянули, давай поговорим о цене и качестве хомуса – действительно, как определить? И вообще, как оценивается хомус? Есть ли различия в звуке у разных мастеров: «У этого инструмент хорош, а у этого звучит не очень».

- Вообще, хомус штучный инструмент, каждая звучит по своему, неповторимо. Нет двух одинаково звучащих инструментов. На качество хомуса влияет много факторов – мастер, использованный металл, форма, удачно ли сделан. Я предпочитаю при себе иметь несколько хомусов разной жесткости, от разных мастеров. Рок композиции — они разные, и от особенности звучания, я беру в руки тот или иной инструмент. Насчет мастеров: наверное, есть люди, у которых хомус не получается. Может быть, он отличный кузнец, делает великолепные ножи, украшения, а хомусы – не звучат. Так он просто их не будет делать. Есть люди, которые зарекомендовали себя как хорошие мастера на этой ниве. Я, например, не расстаюсь с изделиями трех мастеров — Иннокентия Готовцева, Романа Готовцева и Петра Осипова. Есть верная примета кузнеца, который делает хороший инструмент – он сам должен быть виртуозом хомуса. Если мастер демонстрирует хорошую игру – берите у него инструмент, не ошибетесь.

- Эти имена слышал и я, человек, в общем-то, далекий от этого. Значит ли это, что у них очень эксклюзивный и дорогой товар?

- Эксклюзивный? Да. Как я сказал раньше, каждый хомус уникален, ручная работа и свой звук. Дорогой? Как сказать. Мои стоят примерно по 3 тысячи рублей, ведь изготовление хомуса не требует много времени и затрат. Но каждый мастер имеет свои секреты, и поэтому их изделия стоят своих денег. А дороже 3 тысяч, стоят декоративные, сувенирные интструменты, которые впрочем, звучат так же хорошо. Ни один уважающий себя кузнец не украсит хомус в ущерб звучанию.

- Продолжим разговор о мастерах. Хомус – один из разновидностей варгана, инструмента, который есть практически у всех народов мира. А значит, мастеров играющих на этом инструменте много. Кого бы ты назвал лучшим хомусистом мира?

- Как-то это слишком – объявить единолично, кого-то лучшим… Скажу одно, я уверен, что лучшие игроки на варгане, родом из республики Саха. Я, конечно субъективен, но могу мотивировать свои слова. Во всем мире, варган это полузабытый инструмент, которым интересуются кучка энтузиастов. Во всем мире, но не у нас. Практически в каждой якутской семье есть хомус, и каждый житель Якутии хоть раз в жизни, держал его в руках. А культура хомусной музыки у нас не прерывалась никогда. Например, один из мэтров, хомусист-импровизатор Иван Алексеев играет на якутском хомусе с 1957 года, записал несколько альбомов, сотни его статей о хомусе опубликованы на русском, английском и японском языках. В 1990 году в нашем городе был открыт Музей Хомуса на основе коллекции, подаренного им. И этот музей по праву считается крупнейшим и лучшим музеем варгана во всем мире. Не могу сказать, кто лучший, скажу тройку виртуозов, на кого надо равняться. Это Шишигин Спиридон Спиридонович, Алексеев Иван Егорович, и Дегтярева Альбина Михайловна. Они в данный момент, лучшие в мире.

- Перейдем обратно к року. Могу ли я утверждать, что до сотрудничества с группой ты был далек от рока?

- С чего бы? Мне всегда нравилась самая разная музыка. Люблю русский рок, группы Алиса, Ария, Агата Кристи могу слушать часами. Обожаю зарубежные команды такие как “Slipknot”, “As I Lay Dying”, “Helmet” и “Trivium”. Просто так получилось, что творчество группы «103» долгое время не попадалось мне. В мире так много разной музыки, что не заметил тех, кто под боком делал вещи, не уступающие качеством вышеперечисленным командам.

- И теперь, ты часть этой команды. Горд?

- Конечно! Кто бы не гордился? Здорово быть частью лучшей группы республики. Но я пока новичок, так что пока учусь и работаю. Каждую неделю хожу на репетицию в наш хатасский клуб «Тускул». Игорь говорит, что надо думать над композициями, где хомус будет выступать в качестве главного инструмента. Так что фронт работы наметился нешуточный.

- И последний вопрос – хотел бы научиться петь как Илья?

- Хочу! Шутка. Каждому свое. Хочу совершенствовать то, что умею я – игру на хомусе. Поздравляю с наступающим Днем Хомуса всех своих коллег!

Беседовал Егор Карпов.

Фото героя: Виктор Ли-Фу, фото большого хомуса: http://www.vokrugsveta.ru/

Рубрика: Интервью


© 2013-2015 © SakhaMarket.ru
Информационный Интернет Справочник SakhaMarket.ru
При использовании материалов ссылка на SakhaMarket.ru обязательна!